1. Как ни странно, но до музея трамваев я на трамвае же и добирался. Универсальный маршрут не подскажу, все зависит от того, откуда вы едете. Я ориентировался по карте и добрался лишь с одной пересадкой.
2. Один из первых пражских трамваев выглядел приблизительно так. Разумеется, ни о какой централизированной подаче электричества не было и речи. В наличии лишь лошадиные силы. Какое электричество, это 1886 год!
3. Через десять лет. В качестве сидений - по-прежнему деревянные скамейки. 1896 год.
4. Я иногда думаю, что конец 19-го, начало 20-го веков - один из самых интересных моментов в человеческой истории. Техническая революция изменила многое буквально до неузнаваемости. Посмотрите на дату выпуска вагона на предыдущем снимке. А этот красавец вышел на линию спустя всего пять лет. И достигал скорости 20 км/ч.
5. На трамваях того времени красовался герб города:
6. А номер рейса гордо виднелся на самом верху.
7. Некоторые модификации представлены такими вот небольшими моделями:
8. Имя производителя, думаю, никого не удивит:
9. Вот так в то время выглядело место водителя (разумеется, если убрать огнетушитель):
10. А так - места для пассажиров:
11. Нет, это не орудие пыток. Всего лишь предъявите ваш билетик, пожалуйста!
12. Ни в один вагон в музее зайти, к сожалению, нельзя. Вход везде перегораживает либо сетка, либо стекло. Мне, с одной стороны, это кажется неправильным. Ведь нет лучше впечатлений у посетителя музея, нежели посидеть на деревянной скамейке, на которой сидели настоящие пассажиры начала 20-го века. С другой стороны я допускаю, что среди посетителей наверняка найдутся такие таланты, которые захотят нацарапать на скамейках слово из трех букв, неважно на каком языке. Да и сами экспонаты располагаются близко друг к другу. Поэтому приходилось экспериментировать и искать удачные ракурсы.
13. Сделаю небольшое отступление от "трамвайной" темы. Поскольку не только трамваи выставлены в музее. Догадайтесь, что это за монстр на фото справа:
14. Да, когда-то по Праге ездили и троллейбусы. И выглядели они весьма внушительно. Первый троллейбус выехал на линию в 1936 году. А в 1972 году последний из них вернулся в депо. И больше не выезжал.
15. А вот теперь я хотел бы посмотреть на человека, у которого не дрогнет сердце при виде этого интерьера:
16. Уж как в этих "Экарусах" было холодно зимой. А воспоминания все-равно остались только теплые.
17. Ну и еще парочка снимков транспорта, что не ездит по рельсам.
18.
19. Но вернемся к нашим бар... трамваям. Вот так обозначались остановки. Кондуктор с другой стороны передвигал стрелку вручную.
20. Трамваи не спеша, так же, как и передвигались между остановками, постепенно видоизменялись.
21.
22. Это уже 1951 год. Вагон разработан по лицензии, купленной в США.
23. На смену деревянным скамейкам пришли кожаные кресла.
24. Аппарат для контроля билетов.
25. 1955 год. Такие модели разгонялись уже до 65 км/ч.
26.
27. Разумеется, не только салон, но и кабина выглядит уже совсем иначе.
28. Ну как тут не прослезиться. Я ездил в таких еще совсем маленьким. Модель Т3 была широко распространена в СССР. И, если не ошибаюсь, она находится на линии в некоторых городах до сих пор.
29. Расчувствовавшись, я не мог не оставить запись в журнале музея. В нем, кстати, может расписаться любой посетитель. Пролистав пару-тройку страниц назад русского алфавита не нашел. Свой отзыв оставил.
30. Для того, чтобы познакомиться с историей пражского трамвая, кстати, вовсе не обязательно посещать экспозицию. Первый экспонат я встретил еще на остановке, на пути в музей, где пересаживался с одного маршрута на другой. Такой экземпляр, конечно, ездит по пражским улочкам, но предназначен не для всех пассажиров. А лишь для тех, кто готов заплатить отдельно за удовольствие в нем находиться.
31. Для всех остальных есть возможность прокатиться либо на трамвае, разработанном несколько десятилетий назад...
32.
33. ... либо с комфортом проехаться на современной и изящной модели трамвая. Но ни в том, ни в другом случае разочарования ждать не стоит. Главное - не забудьте оплатить билет.